Кайдалов Александр Валерьевич
Учитель физической культуры
МКОУ СОШ с УИОП г.Кирс
Верхнекамского района
Кировской области
Здоровье – это вершина, на которую
постоянно нужно взбираться самому.
Народная пословица
Приобщение школьников к ведению здорового образа жизни на примере взрослого человека
Формирование здорового образа жизни детей – задача совместная и дошкольных и школьных учреждений, и, конечно, семьи. ЗОЖ – «избитое» выражение, но часто мы недооцениваем, как важны привычки здорового образа жизни для психического, умственного,физического развития детей, для их здоровья на будущее. Многих проблем у взрослых людей можно было бы избежать, если бы с детства родителизакаливали их, приучали к правильной здоровой еде, привили бы любовь к спорту и двигательной активности. При этом, безусловно, на первом месте – личный пример со стороны взрослых членов семьи в плане ведения здорового образа жизни в семье.
Самой большой ценностью каждого человека является его здоровье. Здоровье - индивидуальное и общественное - необходимо беречь и приумножать.
Темпы современной жизни, социальные проблемы, нервные перегрузки, неблагополучная окружающая среда, природные катаклизмы, вредные привычки (курение, наркомания, алкоголизм) ухудшают состояние здоровья как взрослых людей, так и подрастающего поколения. Поэтому задача педагогов - не только передать детям и родителям важные знания, но и научить их использовать свой потенциал в повседневной жизни. Только здоровый образ жизни в долгосрочной перспективе будет способствовать улучшению состояния общего здоровья нации.
Реформа общеобразовательной школы поставила важные задачи формирования всесторонне, гармонично развитого человека с глубокими научными убеждениями, заботящегося о здоровье как своем собственном, так и окружающих. Современные дети, подростки, молодежь часто не имеют четких представлений о закономерностях процессов, протекающих в их собственном организме, о принципах здорового образа жизни, в том числе, основах труда и отдыха, путях предупреждения переутомления, способах поддержания высокого уровня работоспособности, культуре физической деятельности, правилах рационального питания, т.е. не обладают всеми теми знаниями, значимость которых особенно возросла в настоящее время в связи с увеличением нервно-психических нагрузок и сложной экологической обстановкой. Поэтому так важно, чтобы навыки здорового образа жизни формировались в школе.
Цель педагога - воспитание у школьников потребности в здоровом образе жизни, формирования у них научного понимания приоритета здорового образа жизни и выработки индивидуального способа сохранения здоровья.
Формирование здорового образа жизни школьников включает в себя четыре составляющих:
. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения.
Только через текущую, повседневную информацию человек получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а, следовательно, и на образ жизни человека.
Естественно, что информация должна учитывать состав целевой группы, заинтересованность аудитории. К примеру, если темой лекции является материал, вызывающий интерес хотя бы у части слушателей, его усвояемость остальными слушателями значительно повысится.
. Второе важное направление формирования здорового образа жизни - так называемое «обучение здоровью».
Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, как отдельных людей, так и общества в целом. Нельзя в этой связи не подчеркнуть главный вопрос: никакая информация, если она не подкреплена личной заинтересованностью, ничего для человека не значит. Сегодня это особенно важно в отношении молодежи, по существу постоянно находящейся в зоне риска. Школа является центром формирования мировоззрения и интеллектуального уровня молодого человека. Именно здесь в течение всего периода есть возможность дать детям и родителям глубокие знания о сущности психического и физического здоровья, в доступной форме изложить причины его нарушений, научить методам его восстановления и укрепления.
. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств.
. Побуждение к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.
Естественно, что коммерциализация спортивной инфраструктуры препятствует развитию массового спорта. В то же время, сводить проблему исключительно к доступности спортивных сооружений неправильно. Речь должна идти о борьбе с гиподинамией всеми возможными способами, включая физкульт-паузы на уроках, школьные спортивные кружки, уроки физкультуры в школе, экскурсии, походы и другие формы, доступные для массового использования.
Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи - заботы о здоровье учащихся - определяется следующими причинами.
Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в школе, под "присмотром" учителей, школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия и не профессионализма.
Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами, в стенах образовательных учреждений. Если же придерживаться точки зрения, что всеми вопросами здоровья должны заниматься медики, то к каждому классу надо прикрепить, хотя бы одного врача.
В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т. е. не профилактикой, а лечением. Задача же школы иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог.
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
В создавшейся обстановке естественным стало активное применение различных современных образовательных технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников и позволяющих не только раскрывать возможности учащихся творчески осмысливать изучаемый материал, но и создавать соответствующие мотивации по отношению к своему здоровью, вырабатывать умения и навыки здорового образа жизни и репродуктивного здоровья.
Прежде, чем прививать школьников к здоровому образу жизни каждый учитель, взрослый должен начать с себя. Показать свой положительный пример для ведения ЗОЖ. Чтобы ребёнок понял для чего это ему потребуется в будущем. Как он может это использовать. (Зарядки по утрам - улучшает пробуждение, вхождение в рабочий день, правильное питание - способствует хорошей умственной работе, закаливание – придаёт тонус мышцам и т.д.)
Педагогический коллектив стремиться создают благоприятные условия для обучения и повышения физической культуры детей, направленных на саморазвитие и формирование здорового образа жизни, накопление и сохранение здоровья посредством таких компонентов:
-образовательного процесса, который обеспечивает индивидуальный подход к особенностям каждого ученика путем дифференциации учебных нормативов в соответствии с уровнем его развития;
-выполнение 3 – х часовой недельной нагрузки по физической культуре;
-формирования мотивации физического самосовершенствования, накопления собственного здоровья через систему внешкольных и внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту, пропаганду спортивных достижений учащихся нашей школы, культивирование совершенствования физического развития;
-получения удовольствия и удовлетворения от процесса ведения здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом;
-создания оздоровительной системы физического воспитания с использованием базовых форм: уроков физической культуры; уроков по основам знаний; выполнения домашних заданий по физкультуре; самостоятельных тренировок любимым видом спорта; начальной школе до учебных занятий проведение зарядки; занятий в спортивных секциях в школе или учреждениях дополнительного образования; семейных занятий спортивными увлечениями (походов, прогулок на лыжах, вечерних пробежек, семейных соревнований «Мама, папа, я – дружная семья» и т д.); проведение дней здоровья; проведение недели спорта; участие в спортивных праздниках; организация товарищеских встреч по различным спортивным играм; участие в районной спартакиаде.
В МКОУ СОШ с УИОП г.Кирс воспитание ЗОЖ идет через:
- информационно – профилактическую работу (беседы, праздники, выпуск газет, конкурсы плакатов и т. д.);
- уроки по основам знаний проводятся с использованием презентаций, которые делают урок интересным, запоминающимся, наглядным;
- разработан календарный план воспитательной работы, куда включены: «Дни здоровья», школьная спартакиада, товарищеские встречи, районная спортакиада, спортивные праздники, «Неделя спорта» и т. д.
- накапливается практический материал: вставки о здоровье на уроках, презентации разработанные детьми, доклады, рефераты.
-собираются папку с разработками игр и эстафет;
- пополняется папка физкультминуток для глаз, рук, осанки;
- собирается папка разработок открытых уроков и внеклассных мероприятий и не только по теме«Здоровье».
Учителя физической культуры формируют одно из основных составляющих ЗОЖ – это двигательную активность, уделяя большое внимание подвижной игре, в которой можно участвовать, не имея предварительной подготовки. Она помогает формировать личность и характер обучающихся.
Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке скоростно – силовые качества, выносливость, координацию, реакцию, целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность – словом, все, что составляет богатство человеческой личности. А если в подвижных играх участвуем мы, учителя, то нами зарабатывается не только авторитет, но самое главное уважение и детское доверие. Играть необходимо не только с малышами, но и с подростками, и не только в спортивные игры, а в самые разные подвижные, даже озорные.
В нашей школе уже стало традицией проводить Неделю спорта. Но как не странно, дети ждут её закрытие, потому что в конце этой недели проводится большой спортивный праздник, где учителя и родители участвуют наравне с обучающимися. После соревнования команды учителей с командами детей, все выходят одушевленными, полными сил, новых идей, предложений. Именно через эти праздники, где взрослые своим примером показывают приверженность к здоровому образу жизни, детям легче это осознать и принять.
Таким образом, в распоряжении образовательной системы имеются мощные возможности для позитивного воздействия на здоровье путем повышения уровня грамотности, воспитания культуры здоровья, приобщения к ведению здорового образа жизни. Не использовать их — значит не решать главную задачу образования — подготовку ребенка к самостоятельной жизни. Фундаментальный принцип педагогики: качество подготовки ученика к реальной жизни определяется, в конечном счете, профессионализмом учителя.
Дата: 20 ноября 2013 года